Есть такая книга Флориана Иллиеса "1913. Лето целого века."
В форме газетной репортажной хроники разворачиваются ежемесячные события 1913 года в жизни различных, теперь уже - достаточно известных людей - Пруст, Шопенгауэр, Эмиль Нольде, Пикассо, Дюшан, Гитлер, Малевич, Сталин, Луи Армстронг, Чарльз Спенсер Чаплин и многие другие... Заканчивается книга предновогодней ночью декабря 1913 года.
В прошлом году 31 декабря я написал стихотворение под названием "ВОЙНА И МИР". К сожалению, оно оказалось пророческим. Пока, слава Богу, отчасти, так как Белый Свет всё ещё существует...
В 2014 году мной была издана целая книжка стихов под названием "ЖИЗНЬ ОНЛАЙН, ВОЙНА ОНЛАЙН". Увы - это ничего не изменило.
Вот уж, действительно, "времена не выбирают, в них живут и умирают".
Очень хотелось бы, чтобы всё-таки ЖИЛИ в большей степени, а не наоборот.
Это главное, что можно пожелать друг другу в этом Новом Году.
Никаких поводов для какого-то особого праздничного новогоднего веселья не вижу. Думаю, со мной согласятся многие. Но, это как кому, как говорится.
Единственное, что сделал - повесил на ёлку небольшое, не слишком удавшееся керамическое панно с Дон Кихотом и Санчо Панса, которое не вошло на Выставку. Пусть себе покачиваются в своих сёдлах, отсвечивая и освещая собой окружающее пространство...
А это, собственно говоря, финал книги. Стихи особенно понравились:
"Что носить женщине в новогоднюю ночь? «Мир женщины», приложение «Садовой беседки», в 52-м номере дает советы под лозунгом «Мода на рубеже лет». «Радость цвета, присущая этому сезону, проявляется и в туалетах для маленьких празднеств. Большинство форм, благодаря свободному покрою, несет на себе отпечаток того изящества, которое привлекательно для стройных созданий. Но и к дамам покрепче нынешняя мода благосклонна своим намеренным сглаживанием отдельных линий, если уметь выбирать». Через страницу напечатано стихотворение Мари Мёллер с безобидным названием «Канун Нового года». В нем такие неожиданные строки:
Трудиться будем всякий час,
Чтоб год удачным был!
Чтоб мир и свет сошли на нас,
Не пожалеем сил.
Нам войн не надо мировых,
Сирен противен вой,
Хотим мы, чтоб навеки стих,
Часов военных бой.
Райнеру Марии Рильке плохо в эти последние дни декабря в Париже. Он пишет: «Не вижу ни одного человека. Сначала были морозы, был гололед, теперь идет дождь, все течет – это здесь называется зимой, без конца то одно, то другое. Хватит с меня Парижа, на нем какое-то проклятье». И затем: «Вот самая суть моих пожеланий на 1914 год, на 1915, 1916, 1917 и т. д.» Эта суть звучит так: покой и природа с родным, как сестра, человеком. Одной из таких «сестер», мысли которой в этот момент, правда, заняты совсем другим, то есть Сидони Надерни, он затем пишет: «Мне бы сейчас хотелось быть словно без лица, словно свернувшийся еж, который раскрывается лишь вечером в городской канаве, выбирается из нее осторожно и упирается мордочкой в звезды».
Впервые в 1913 году на небе целиком наблюдается созвездие Стрелы. Южнее Лисички и севернее Орла, четкая, ярко сияющая Стрела летит прямо в Лебедя. Все взгляды прикованы к небу. Созвездие получило свое имя от опасной стрелы, которую, согласно мифологии, выпускает Геракл. Но Лебедю опять повезло: Стрела пролетает мимо.
31 декабря 1913 года. Артур Шницлер записывает пару слов в дневнике: «Утром продиктовал до конца „Новеллу безумия“». Днем он читает книгу Рикарды Хух «Большая война в Германии». В остальном: «Нервничаю весь день». Затем вечернее общество: «Играли в рулетку». В полночь они поднимают бокалы за 1914 год."
Из книги Флориана Иллиеса "1913. Лето целого века."